Главная

 

О нашем предприятии

Наши проекты

Контакты

Газета
"Строительные ведомости"

Электронная версия газеты

Журнал "Проектирование
и строительство в Сибири"

Электронная версия журнала

Дайджест НТМ

Нормативно-техническая,
методическая и справочная

На компакт-дисках

Объявления

Партнёры

Продукция, каталоги

Ваши отклики

 

Новости: подробнее


< Предыдущая новость Лента Архив Месяц День Следующая новость >

26 декабря 2018

На Расширенном заседании Ассоциации «Региональный деловой клуб строителей» 20 декабря подвели итоги года и проанализировали проблемы отрасли

20 декабря в Новосибирске состоялось Расширенное заседание Ассоциации «Региональный деловой клуб строителей» (РДКС), посвященное подведению итогов 2018 года, анализу текущего состояния строительной отрасли Новосибирской области и мерам поддержки строительного комплекса.
В заседании приняли участие губернатор Новосибирской области Андрей Травников, председатель законодательного собрания НСО Андрей Шимкив, мэр Новосибирска Анатолий Локоть. Встречу в формате «круглого стола» провел председатель Ассоциации «РДКС» Майис Мамедов.

Анатолий Локоть обратил внимание на «тревожность» сложившейся в строительстве ситуации и подчеркнул особую важность сохранения наработанных схем сотрудничества при реализации строительных проектов на территории города. Он выразил уверенность в успешном выполнении основного блока строительных планов в Новосибирске — как по вводу в действие жилья, которого по итогам года должно быть сдано немногим более 1 млн. квадратных метров, так и объектов социального назначения — школ, детсадов и т.п.

С докладом «Анализ текущего состояния строительной отрасли Новосибирской области. Тенденции развития» выступил президент Ассоциации «Региональное отраслевое объединение работодателей СРО Строителей Сибирского региона» Александр Савельев (его выступление читайте в декабрьском номере газеты «Строительные ведомости», название статьи: «В строительном бизнесе сохраняется непредсказуемость»).

Министр строительства Новосибирской области Иван Шмидт в начале своего выступления обратил внимание на замедление темпов развития строительного комплекса, которое в конечном итоге может ударить не только по строителям, но по потребителям строительной продукции, после чего перешел к краткой характеристике строительной отрасли региона.

«Сегодня в строительном комплексе занято 4,4% населения Новосибирской области, это около 41 тысячи человек. Средняя зарплата в отрасли — 27 тысяч рублей (101% по сравнению с уровнем 2017 года). К сожалению, средняя зарплата в отрасли оказывается почти на 20 процентов ниже в сравнении со средней зарплатой в НСО в целом (как уже говорил Александр Владимирович Савельев — около 34 тыс. рублей)», — рассказал министр.

В настоящее время наблюдается снижение объемов ввода жилья; в стране по данному показателю НСО спустилась с 11 места на 12 (а в пиковом 2015 году занимала почетное 6 место в России). Но в СФО пока у Новосибирской области сохраняется первое место.

Снижение покупательной способности населения отразилось на темпах реализации недвижимости, констатировал эксперт. Сегодня объем нереализованного жилья в регионе достигает 20 и даже 30 процентов от общего ежегодного ввода.

Иван Шмидт поддержал оценку недавних изменений 214-ФЗ, высказанную Александром Савельевым. «Безусловно, новеллы 214-ФЗ подливают масла в огонь. Правила игры меняются постоянно, и мы не понимаем, как в этих условиях нам прогнозировать рост, и как вообще (прогнозировать развитие) ситуации, которая у нас сейчас есть, — сказал министр. — Учитывая имеющиеся факторы, мы можем прогнозировать только снижение объемов ввода жилья. Хотя планы федерального центра, наоборот, предполагают увеличение этого показателя в ближайшие годы». В нашей области, по сведениям министра, к 2024 году ежегодные объемы ввода должны достигнуть как минимум 2 млн. 60 тыс. кв. метров.

Министр отметил увеличение ипотечной активности, обратив внимание на ее структуру, вовсе не ориентированную на строительную отрасль: 60 процентов — ипотека вторичного рынка, 15 процентов — рефинансирование кредитов и только 25 процентов — ипотека новостроек.

Обращаясь к проблеме обманутых дольщиков, Иван Шмидт напомнил, что наиболее результативным годом в сфере решения этой проблемы стал 2015-й, когда региону удалось успешно ввести в эксплуатацию сразу 23 многоквартирных долгостроя.

Но особых причин для радости нет: новые долгострои возникают с завидным постоянством. Как сообщил министр, за 2018 год число проблемных многоквартирников увеличилось с 39 до 57 домов. «А в связи с введением в действие известных изменений законодательства, в том числе изменений 214-ФЗ, мы ожидаем дальнейшего прироста числа долгостроев», — показал правду без прикрас Иван Шмидт. Сегодня в реестре пострадавших граждан («обманутых дольщиков») в НСО — 1380 человек. В 2018 году региональный Минстрой планирует ввести в строй 9 проблемных домов. Все упомянутые 57 проблемных домов областное правительство рассчитывает ввести до 2024 года. Сколько к тому времени появится новых долгостроев, никому не известно.

По информации Ивана Шмидта, сегодня в области действует целых 12 программ, направленных на поддержку разных категорий «уязвимых»в жилищном плане граждан. В 2018 году региональный бюджет по этим программам истратил 565 миллионов рублей, поддержку получили 796 человек.

Строились в 2018 году и объекты социального назначения. За 2018 год лимиты на эти цели составили 6 млрд. 541 млн. рублей, из них 4 млрд. рублей — средства областного бюджета.

«В 2018 году мы планируем к вводу 40 объектов, в том числе 6 объектов образования, 2 спортивных, 27 объектов здравоохранения, 4 объекта культуры, 1 — коммунальный», — поведал министр.

Понимая сложившуюся в отрасли ситуацию, Минстрой НСО подготовил несколько предложений на новый 2019 год, каких именно — также рассказал Иван Шмидт.

Первое касается поддержки ипотеки как одного из главных стимулов повышения спроса на рынке жилья. «Правительством НСО с Агентством ипотечного жилищного кредитования (ныне — «ДОМ.РФ») заключено соглашение, которое позволяет нашему региональному оператору снизить ставки до 3 процентов, — сообщил министр. — В рамках соглашения Правительство НСО берет на себя обязательства по предоставлению субсидий уполномоченному юридическому лицу для возмещения недополученных доходов. В 2019 году на эти цели заложено 155 миллионов рублей. При этом мы планируем, что в данном проекте на один рубль бюджетного субсидирования будет приходиться 16 рублей привлеченных инвестиций».

Суть второго предложения — в предоставлении гражданам займов с субсидированием первоначального взноса для приобретения жилья на первичном рынке. Совокупные затраты бюджета для реализации данного предложения также составят порядка 150 миллионов рублей в год. По этой схеме предполагается до 2024 года выдать около 300 ипотечных кредитов.

Иван Шмидт напомнил, что подобная мера поддержки в части предоставления субсидий (для компенсации первоначального взноса) уже действовала с 2011 по 2015 год, за это время бюджетом для реализации данной меры было вложено 2,6 млрд. рублей, сумма привлеченных средств достигла 15 млрд. рублей, квартиры по льготной схеме приобрело 9 тыс. граждан.

Совокупный эффект от двух описанных выше предложений, по расчетам Минстроя, позволит до 2024 года выдать свыше 4 тысяч льготных ипотечных кредитов; из бюджета НСО на эти цели уйдет 1,2 млрд. рублей, сумма привлеченных инвестиций превысит 11 миллиардов.

Следующее перспективное направление работы — формирование государственного заказа на строительство социальных объектов. «Здесь мы увеличиваем затраты почти на 6 млрд. рублей, — проинформировал Иван Шмидт. — Планируемое финансирование превысит 13 млрд. рублей, в том числе 8,5 млрд. — деньги областного бюджета». За период с 2013 по 2018 год в регионе удалось построить свыше 200 социальных бюджетных объектов. В 2019 должно быть введено 53 объекта, начнется строительством — 58. Среди прочего, ежегодно планируем вводить примерно по 30 объектов здравоохранения.

По-прежнему остается приоритетным для области строительство служебного жилья. Ранее меры поддержки по этому направлению осуществлялись посредством выкупа готовых жилых помещений. В наступающем году регион планирует использовать новый подход — Новосибирская область будет специально строить служебное жилье. «Пока для реализации пилотного роекта выбраны Тогучинский, Мошковский и Маслянинский районы, — сообщил министр. — К настоящему времени выделены земельные участки и подготовлены технические условия для строительства служебного жилья. Для реализации данного направления в бюджете выделено 40 миллионов рублей. Это позволит нам построить 3,3 тыс. кв. метров служебного жилья для 650 специалистов».

Из крупных инвестиционных проектов, реализуемых в области «в рамках проектного офиса», Иван Шмидт упомянул ледовый дворец к молодежному ЧМ по хоккею, перинатальный центр, волейбольный центр. Укрупненная стоимость проекта ЛДС 13 млрд. рублей, в него входит арена на 10 тыс. зрителей, 7 километров дорог, комплексное благоустройство почти 30 га прилегающей территории — на сегодняшний день проектная документация находится в Главгосэкспертизе РФ, в январе 2019-го должно быть получено положительное заключение.

Строительство волейбольного центра началось в 2018 году, сметная стоимость проекта — порядка 2 млрд. рублей, объект должен быть готов в 2020 году.

Перинатальный центр начали возводить в 2013 году, в 2015 году проект приостановили. «Благодаря усилиям Андрея Александровича (Травникова) мы получили отдельное поручение Президента России по включению данного объекта в специальную адресную программу. Пакет соответствующих документов подготовлен, работы должны развернуться в 2019 году», — сообщил Иван Шмидт.

В 2019 году продолжится оказание поддержки группам граждан, уязвимым в жилищном плане (по 11 программам), правда, денег на эти цели заложено чуть меньше — 513 миллионов рублей. «Продолжится оказание поддержки обманутым дольщикам по всем направлениям, — отметил Иван Шмидт. — Подробнее здесь хотел бы остановиться на нашем 583-м законе (касающемся масштабных инвестиционных проектов (МИП)). На сегодня это единственный механизм, который дает реальные результаты и вселяет уверенность, что нам удастся решить все проблемы с обманутыми дольщиками. В настоящее время у нас в работе 8 таких проектов. Совместно с мэрией мы планируем удвоить или даже утроить в наступающем году это число. В целях подбора земельных ресурсов для реализации МИП мы вместе с мэрией Новосибирска занимаемся инвентаризацией земель, вовлекая в оборот неэффективно используемые земельные участки (находящиеся в федеральной собственности, и т. п.). В итоге помимо тех земель, которые уже сейчас находятся у нас в проработке, планируем получить порядка 230 гектаров земли от федерального центра».

…В связи с законодательными новеллами 214-ФЗ режим работы Минстроя НСО с застройщиками существенно изменится. «Предполагаю, что в первом полугодии 2019 будем работать в ручном режиме. С учетом уже практически возникшей чрезвычайной ситуации мы готовы совместно с региональным профессиональным сообществом, совместно с клубом (РДКС) создать при Минстрое НСО, при Департаменте строительства и архитектуры мэрии создать рабочую группу для решения в оперативном порядке возникающих проблем», — обрисовал перемены министр.

Заместитель мэра, начальник Департамента строительства и архитектуры мэрии Новосибирска Алексей Кондратьев заверил участников заседания о том, что плановые задачи по вводу жилья 2018 года будут выполнены. Годовой план ввода-2018: 1 млн. 50 тыс. кв. метров. По состоянию на 1 декабря уже введено в эксплуатацию 659 объектов жилищного строительства общей площадью 650659 кв. метров (10296 квартир), что составляет 62% от плановых показателей и 86% от объема введенного жилья за аналогичный период 2017 года. При этом еще 46 МКД в Новосибирске (402 тыс. кв. м., 7420 квартир) имеют степень готовности 95-99%.

Алексей Кондратьев подтвердил сведения Александра Савельева о рекордном росте числа выданных разрешений на строительство накануне 1 июля 2018 года, в результате чего городской строительный задел в городе в кратчайшие сроки вырос на 1,5 млн. квадратных метров, достигнув суммарно рекордных 5,6 млн. кв. метров. «Из этих полутора миллионов квадратных метров примерно половина уже начала строиться, половина — нет, но я не думаю, что это опасно, просто строители проявляют осторожность в сегодняшних непростых условиях», — обнадежил вице-мэр.

Радует и хорошая динамика заключения ДДУ. «В 2018 году у нас будет введено в эксплуатацию примерно 17 тыс. квартир, при этом ДДУ в объеме строящегося жилья заключено более 26 тысяч», — рассказал Алексей Кондратьев, отметив значительную роль ипотеки в этом росте.

Говоря о мерах поддержки стройкомплекса, вице-мэр подчеркнул необходимость как можно больше внимания уделять вопросам обеспечения транспортной, социальной инфраструктурой, поскольку это напрямую влияет на реализацию новых объектов. «Иногда едва мы успеем начать строительство школы, только огородим площадку — а в ближайших новостройках сразу заметно начинает расти число заключаемых ДДУ, — конкретизировал вице-мэр. Не случайно проекты всех школ на комплексных площадках сделаны за счет застройщиков: они тоже прямо заинтересованы в таких объектах». За 2016-2018 год в городе введено 8 школ и пристроек к школам суммарно на 4135 мест. В настоящее время в стадии строительства в Новосибирске — 7 объектов образования, все запланировано ввести в 2020 году. Всего в них сможет обучаться 5450 человек.

По сведениям Алексея Кондратьева, в 2019 году будут также построены 7 детсадов в общей сложности на 1105 мест (на всех объектах работы уже ведутся, они развернуты в 2018-м).

В перспективе до 2021 года в рамках Национального проекта в Новосибирске будет построено еще 13 дошкольных объектов в общей сложности на 2710 мест. Половина этих объектов будет размещена вблизи территорий новой комплексной застройки.

Перейдя к мерам поддержки обманутых дольщиков, Алексей Кондратьев указал, что с 2012 по 2017 год в Новосибирске удалось ввести в эксплуатацию 72 проблемных дома; на эти цели было истрачено 1 млрд. 488 бюджетных денег: 392,8 млн. — прямые субсидии, 728 млн. — в рамках реализации 108-ОЗ (проведено 6 конкурсов), 366,823 млн. — в рамках 583-ОЗ (проведено 4 конкурса). В 2018 году для решения проблем обманутых дольщиков стали использовать масштабные инвестиционные проекты, за счет чего удалось сдвинуть с мертвой точки некоторые наиболее тяжелые, требующие сотен миллионов рублей вложений долгострои (например, микрорайон «Закаменский»). Всего до конца 2018 года в черте Новосибирска планируется решить все вопросы по 6 долгостроям.

По состоянию на 1 января 2019 в перечне проблемных останутся 43 дома, сообщил вице-мэр. Из них 8 домов — это «самодостаточные» МКД, которые могут быть введены в эксплуатацию посредством предоставления субсидий, 16 домов требуют реализации процедур в рамках Закона НСО от 01.07.2015 № 583-ОЗ (МИП), 19 домов, план завершения достройки которых будет определен после вынесения решений Арбитражного суда НСО.

Общий дефицит средств по вышеуказанным объектам составляет 6 млрд. рублей. Работы по ним будут развернуты в 2019 году.

«Теперь — о недавних изменениях в сфере страхования ответственности застройщиков, — перешел к больной теме вице-мэр. — Здесь я постараюсь структурировать объекты, так сказать, по масштабу бедствия».

По его словам, сегодня в Новосибирске в стадии строительства суммарно 583 МКД (5,6 млн. кв. метров, 110 тыс. квартир). Из них начали строиться, не попав под требования обязательного страхования 117 домов (1,2 млн. кв. метров, 20,5 тыс. квартир, 20 процентов от общего объема).

Далее, 177 домов (1,8 млн. кв. метров, 35,9 тыс. квартир, 32% от общего объема) возводятся на условиях страхового сотрудничества с компенсационным фондом (защиты прав дольщиков). «Фонд действует при Минстрое РФ, работает стабильно, с ним проблем нет», — уточнил Алексей Кондратьев.

А вот оставшиеся 289 домов (2,7 млн.кв. метров, 53,6 тыс. квартир, 48 процентов от общего объема строительного задела) — как раз те, обязательства застройщиков по ДДУ в которых подлежат обязательному страхованию. И до 18 декабря они были застрахованы в практически единственной оставшейся на этом рынке компании — СК «Респект».

«Это в основном дома средней и высокой степени готовности, — отметил вице мэр. — И по ним теперь застройщики лишились возможности привлекать средства новых дольщиков». По его оценке, это повлечет приостановку работ на этих домах, поскольку основной источник их финансирования — именно средства дольщиков, в том числе полученные по ипотеке. Проектное финансирование, несмотря на необходимость его внедрения уже в 2019 году, пока еще используется крайне редко. «Из упомянутых 583 МКД в Новосибирске по схеме проектного финансирования строится штук 20, а то и меньше», — констатировал Алексей Кондратьев.

Одно из важнейших направлений работы — расселение аварийного жилья. В 2019 году на эти цели предполагается привлечь 3 млрд. рублей из федерального бюджета в рамках новой федеральной программы расселения. Но мэрия предполагает, что не «бюджетом единым» будет «живо» расселение; планируется активно использовать резервы застройщиков в рамках схемы развития застроенных территорий.

Администрация города рассматривает площадки, занятные ныне аварийным жильем, как один из ключевых территориальных резервов для нового строительства.

В целом, перспективные территориальные резервы для нового строительства в столице СФО, со слов Алексея Кондратьева, выглядят следующим образом.

Территории, занятые ветхим и аварийным жилфондом (суммарно на них расположено около 900 старых домов со степенью износа до 70%) — 270 га.

Территории, вовлекаемые в оборот:

  • поселок Клюквенный в Калининском районе (58 га);
  • ул. Радиостанция №2 в Первомайском районе (18,9 га);
  • территория Ключ-Камышенского плато в Октябрьском районе (30 га);
  • территория бывшего Военного городка в Октябрьском районе (60 га).

Алексей Кондратьев заверил, что по всем вовлекаемым в оборот территориям проведена необходимая подготовка градостроительной документации, достигнуты предварительные договоренности с ресурсоснабжающими организациями о привлечении их резервов для обеспечения данных территорий инженерной инфраструктурой.

Заместитель председателя Сибирского банка — управляющий Новосибирским отделением № 8047 ПАО «Сбербанк» Игорь Безматерных в своем выступлении напомнил, что два главных направения сотрудничества банкиров со строителями — это проектное финансирование и ипотечное кредитование. «Сегодня Сбербанк — практически единственный банк, который занимается проектным финансированием (строителей), — без ложной скромности заявил Игорь Безматерных. — В 2018 году мы профинансировали 33 проекта на сумму почти 7 млрд. рублей. Это позволило построить 285 тыс. кв. метров жилья. Иными словами, почти треть возводимого в Новосибирске жилья финансируется кредитами Сбербанка.

На 2019 год мы рассматриваем уже 15 проектов для осуществления проектного финансирования».

Как сообщил Игорь Безматерных, реагируя на изменения законодательства, Сбербанк уже в 2018 году начал практиковать работу с эскроу-счетами: открыто 25 таких счетов, два проектных финансирования ведется с применением счетов эскроу. Также в Сбербанке уже открыто 150 спецсчетов застройщиков, по которым осуществляется банковское сопровождение долевого строительства. «До 500 платежей ежедневно проводится по этим счетам», — отметил докладчик.

Удорожание строительства при использовании проектного финансирования по базовой ставе 11% годовых вместо бесплатных денег дольщиков составляет, по расчетам специалистов Сбербанка, примерно 4%. По мнению Игоря Безматерных, это не очень существенное удорожание. «А если повысят обязательные взносы в Фонд защиты прав дольщиков с нынешних 1,2% (от стоимости ДДУ) до 6 процентов, то проектное финансирование от банка окажется даже выгоднее строителям, чем использование денег дольщиков», — обрисовал перспективы эксперт.

Среди плюсов проектного финансирования, названных банкиром — возможность снизить долю собственных средств, возможность снизить ставку по кредиту, выданному в качестве проектного финансирования, в зависимости от объема привлекаемых на счета-эскроу денег. Кроме того, застройщик может выбирать, когда ему открывать продажи, на ранней или поздней стадии строительства. «На мой взгляд, упомянутые 4% удорожания строительства вполне компенсируются тем, что при применении проектного финансирования застройщик может открыть продажи на стадии высокой степени дома, когда квартиры продаются дороже», — убрал последние негативные штрихи с портрета проектного финансирования Игорь Безматерных.

Далее докладчик показал, как развивается разработанная Сбербанком интернет-платформа по продаже недвижимости «Дом.Клик». Это витрина продаж недвижимости, на которой в среднем постоянно присутствует 18 тысяч объявлений о продаже недвижимости. Сегодня Сбербанк активно работает над тем, чтобы увеличить в этом числе долю объявлений о продаже новостроек. Кроме того, «Дом.Клик» успешно используется для стимулирования ипотечных продаж, уже 30 процентов заявок на ипотеку Сбербанка проходит через платформу «Дом.Клик».

Игорь Безматерных привел сопоставительный анализ потребительского и ипотечного кредитования в России и других странах, из которого сделал вывод, что в нашей стране у ипотеки — большое поле для роста и развития.

По сведениям Игоря Безматерных, за уходящий год в Новосибирской области всеми банками выдано около 70 млрд. рублей ипотечных кредитов — в полтора раза больше, чем в 2017 году, и общий ипотечный портфель в регионе превысил («наконец-то») 150 млрд. рублей. При этом ипотека на новое жилье растет медленнее (рост на 23%).

«Мы проанализировали причины отказов по ипотеке на первичном рынке; выяснилось, что примерно 30 процентов отказов связано с отсутствием у потенциального заемщика денег на первоначальный взнос; 17 процентов основано на том, что (заемщики) не смогли продать свою квартиру (в целях получения денег на первоначальный взнос). Таким образом, почти половина отказов фактически связано с отсутствием у заявителей средств на первоначальный взнос, — приоткрыл секреты ипотечной кухни Игорь Безматерных. — Еще одна причина торможения ипотеки на первичном рынке — сокращение разницы процентных ставок между ипотекой первичного и вторичного рынка (сейчас разница — всего 0,2%)».

Рассказывая об итогах сотрудничества Сбербанка с государства в рамках льготных программ ипотечного кредитования (всего под 6%), Игорь Безматерных констатировал: число заключаемых сделок по льготной ипотеке оказалось совсем невелико. Среди причин такого положения дел Игорь Безматерных назвал достаточно жесткие требования к заемщикам по льготной ипотеке, а также тот факт, что для людей в большей части случаев привлекательнее оказывается не снижение процентной ставки, а субсидирование первоначального взноса. «В связи с этим присоединяюсь к предложению И. Шмидта: нам нужно возродить программу поддержки, подразумевающую субсидирование первоначального взноса — может быть, опять назвать ее губернаторской ипотекой. Так же, как и раньше, объектом субсидий можно сделать молодые семьи до 35 лет, покупающие квартиры в новостройках. Использование такого инструмента позволит увеличить долю ипотеки на первичном рынке до 50 процентов».

На животрепещущий вопрос председателя Совета директоров ООО «Сибирь Девелопмент» Дмитрия Хмельницкого — позволит ли банк отложить уплату процентов по проектному финансированию до момента ввода объекта в эксплуатацию, когда для застройщика раскроются средства счетов-эскроу («пусть все проценты начисляются, надо только отложить оплату»), — Игорь Безматерных ответил обнадеживающе: «Такая возможность есть».

Руководитель Аппарата СРО «АСОНО» Максим Федорченко в начале своего выступления поблагодарил Региональный деловой клуб строителей за поддержание взаимодействия строителей с властью на региональном уровне. «Поскольку на федеральном уровне такое взаимодействие, похоже, совсем прекратилось. Об этом свидетельствует тот факт, что законодательные поправки, которые были приняты буквально вчера на федеральном уровне, принимались, как обычно, в режиме спецоперации, — мгновенно и без обсуждения с деловым профессиональным сообществом, — отметил Максим Федорченко. — Между тем, эти поправки носят во многом катастрофический характер для строителей. Например, понятно, что полный переход на счета-эскроу уже с 1 июля 2019 года, предусмотренный этими свежими поправками законодательства — практически невозможен. Те строящиеся объекты, по которым часть квартир уже продана, банки на обслуживание не возьмут, потому что там экономика непонятна. А таких объектов много. Соответственно, если с 1 июля и банки за них не возьмутся, и у застройщиков отнимут возможность привлекать на эти объекты деньги дольщиков — мы получим значительный рост числа долгостроев.

Сегодня правительство говорит нам, что вскоре будут определены и приняты критерии-требования к тому ограниченному кругу объектов, который все-таки разрешат достроить по старым правилам. И в связи с этим я призываю наш Минстрой принять активное участие в этом, чтобы все наши объекты, начатые строительством, все-таки можно было достроить именно по старым правилам. Если этого не добиться, последствия будут просто катастрофическими — и для города, и для области».

Говоря о проблеме «выпадающих» в связи с внедрением проектного финансирования денег дольщиков, Максим Федорченко напомнил: в масштабах страны, чтобы строительство не провалилось, банки должны будут вложить в стройки дополнительно не менее 4 трлн. рублей (за год). При этом, по оценке руководителя Аппарата СРО АСОНО, очевидно, что банковские деньги всегда стремятся туда, где больше прибыль, а Новосибирская область в этом плане далеко не самый «вкусный» регион. В этом плане банкирам интереснее вкладываться в краснодарские, дальневосточные и т. п. проекты. «Поэтому мы инициировали и включили в план работы Российского Союза строителей проведение (в Новосибирске) выездного правления РСС в марте, предметно посвященного внедрению проектного финансирования. Нужно будет собрать на этой площадке все кредитные учреждения, чтобы мы смогли более активно привлечь деньги в наш регион, показать его с лучшей, финансово привлекательной стороны. Я прошу Андрея Александровича (Травникова) и Анатолия Евгеньевича (Локтя) поддержать это мероприятие, чтобы оно получилось как можно более представительным и эффективным», — сказал Максим Федорченко.

Генеральный директор ООО «Региональная строительная компания» Владимир Литвинов не стал поддерживать диалог на общую тему, а выступил с конкретной просьбой к Андрею Травникову: урезонить излишнюю прыть надзорных органов. «У нас сейчас забот (на вводных объектах) много, надо тепло в помещения запустить, отделку закончить, отладить подачу электроэнергии, а инспекторы ходят и заставляют меня скамейки и песочницы в снег устанавливать, как будто это дело первейшей важности. Если честно — просто мешают работать!», — посетовал Литвинов.

Президент Строительного концерна «Метаприбор» Владимир Мартыненков коснулся форс-мажорного вопроса «провалившегося страхования» и обратился за уточнением к Игорю Безматерных — а нет или у Сбербанка какой-нибудь дружественной или уполномоченной компании, которая взялась за страхование хотя бы тех объектов, которые ведет Сбербанк? По мнению Владимира Мартыненкова, страхование в «сбербанковской» компании было бы самым верным решением, поскольку «Сбербанк знает наши проекты и их экономику с точностью до шестого знака после запятой». И это не идет ни в какое сравнение с вынужденным массовым страхованием ответственности застройщиков в СК «Респект», которая, страхуя полстраны, сама была перестрахована в какой-то «малозначительной конторке, зарегистрированной в Гондурасе». В противовес «Респекту», достойная компания (для страхования застройщиков), по мнению главы «Метаприбора» — «ВСК». Правда, сама «ВСК» не спешит погружаться в строительное страхование — а зря.

«Страхование было бы полезной вещью, если бы страховые фирмы вели правильный мониторинг застрахованных. Есть финансово-экономическая модель сопровождения застройщика страховой компанией, она стоит три копейки, ее использование помогло бы исключить риски страховых случаев. На самом деле, риски при проектном финансировании застройщиков минимальны — при использовании, повторюсь, правильной финансово-экономической модели взаимодействия с застройщиком. Проблема в том, что страховые компании просто зачастую незнакомы с этой моделью», — сказал Владимир Мартыненков.

Игорь Безматерных не дал публичного ответа на запрос Мартыненкова.

Далее Владимир Мартыненков обратился к мэру Анатолию Локтю, прозрачно намекнув на необходимость послаблений в вопросе взимания арендных платежей за землю. «Тут было правильно сказано Алексеем Валерьевичем Кондратьевым о том, что сегодня на многих полученных в аренду земельных участках застройщики осторожничают, не начинают работы на площадках. Да, мы после всех недавних законодательных изменений действительно осторожничаем. Мы, если честно, в панике. В то же время арендная плата за землю достаточно высока. Можно ли как-то рассмотреть этот вопрос, очень важный в нынешних трудных для строителей условиях?».

Анатолий Локоть ничего не ответил, но смотрел мрачно и тяжело — возможно, вспоминая, как постоянно и напористо (с обращениями в суд и т. п.) общественники и депутаты требуют от мэрии добиться ликвидации задолженности по аренде городских земель, которые, по опубликованным подсчетам депутата Совета депутатов Новосибирска Натальи Пинус, достигли 4 млрд. рублей.

Генеральный директор ЗАО «РСУ-5 НГС» Михаил Голубев в своем выступлении коснулся проблем, связанных с качеством строительством социальных бюджетных объектов. Среди причин низкого качества такого строительства Михаил Голубев назвал заниженные расценки оплаты труда, которые приходится брать из устаревших ФЕР (в месяц получается зарплата не больше 29 тыс. рублей, в то время как средняя зарплата в НСО — около 34 тыс. рублей). Недопустимо низко ценятся и многие выполненные работы, причем это касается именно Новосибирской области. Так, Михаил Голубев выяснил, что за возведение «коробки» типового детсада (исключительно типовой коробки, без сетей и пр.) в НСО генподрядчикам платят почти на 40 процентов меньше, чем в других регионах (для сравнения: 135 млн. рублей в Новосибирской области, 190 миллионов — в Красноярском крае, 185 миллионов — в Иркутске).

Заметно затрудняют работу в районах Новосибирской области высокие цены (в сравнении с Новосибирском) на местные стройматериалы, на аренду машин и механизмов. Везти более дешевые материалы и машины из Новосибирска — тоже дорого, поскольку полученную экономию съедают дополнительные затраты на дальнюю транспортировку.

Еще одна проблема — на торги по объектам в Новосибирской области постоянно приходят «варяги» из других регионов, которые демпингуют, в результате выигрывают торги, после чего строят плохо (потому что за «такую низкую цену в принципе невозможно построить хорошо), и даже налоги платят не в НСО, а в своем регионе.

«Надо разработать новый регламент торгов, — предложил Михаил Голубев. — На те объекты, которые финансируются из бюджета Новосибирской области, должны претендовать только генподрядчики, состоящие на налоговом учете в Новосибирской области. Организация, в ходе торгов опускающая цену более чем на 10 процентов, должна автоматически исключаться из конкурсной процедуры, потому что использование ее услуг заведомо приведет к недопустимо низкому качеству строительства, а то и вовсе к возникновению долгостроя с соответствующей потерей бюджетных денег. Третье: при выполнении работ в районах области надо предусматривать выплаты компенсаций (генподрядчикам) за повышенную стоимость материалов, машин и механизмов, отмечающуюся в районах области, а также за дополнительные транспортные расходы. Четвертое: необходимо включить в Сборник индексов цен повышающий региональный коэффициент к ФЕРам, чтобы у организаций, работающих на бюджетных объектах, появилась возможность довести уровень оплаты труда своих специалистов хотя бы до уровня средней зарплаты в регионе».

В заключение Михаил Голубев укорил Андрея Травникова в том, что в НСО школы и детсады сдаются в эксплуатацию преимущественно без бассейнов, а вот в Красноярске, например, 50% школьно-дошкольных учреждений — непременно вводятся с бассейном.

Далее губернатор Андрей Травников ответил на некоторые из прозвучавших вопросов. По поводу бассейнов в школах он предположил, что у Михаила Голубева неправильная информация — у нас тоже школы и детсады сейчас вводятся в эксплуатацию с бассейнами.

По поводу установления приоритета местных компаний на торгах по бюджетным объектам НСО Андрей Травников твердо напомнил, что такого приоритета не может быть: в соответствии с федеральным законодательством претендовать на подряды в НСО может любая российская фирма. «Я бы и некоторые новосибирские фирмы к торгам не подпускал, но здесь все регулируется действующим законодательством», — сказал губернатор.

Проблему отсутствия контакта строителей с федеральным центром Андрей Травников прокомментировал фразой, что у федерального правительства порой отсутствует контакт и с главами регионов.

«Хорошо, что сейчас появился такой формат, как расширенный президиум Государственного Совета, который первый раз заседал в конце ноября в Ялте, — отметил Андрей Травников. — Это невероятный прецедент: в присутствии Президента России собираются губернаторы, вице-премьеры, и откровенно разговаривают о проблемах». По сведениям Андрея Травникова, на упомянутом ноябрьском расширенном президиуме Госсовета уже было озвучено большинство проблем, которые были обозначены на сегодняшнем заседании РДКС — это касается и устарелости, заниженности расценок в сметных нормативах, и несовершенства конкурсных процедур по выбору подрядчиков, и других вопросов. «Будем надеяться, что нас все-таки услышат», — сказал губернатор. При этом глава областного правительства посетовал, что обсуждаемые на сегодняшнем заседании РДКС жестокие по отношению к строителям законодательные изменения стали и для него полной неожиданностью. «Полторы недели назад мы с Иваном Ивановичем Шмидтом участвовали в межрегиональной видеоконференции. Все регионы в один голос говорили, что не следует менять правила игры во время игры. И с этим согласился вице-премьер по строительству Виталий Мутко, который сказал, что задним числом правила игры менять не будут. Тем не менее, изменения были приняты».

Андрей Травников предложил строителям быть активнее, чтобы быть услышанными на федеральном уровне. Он предположил: у руководителей строительной отрасли «пропал запал», поскольку года полтора назад оба национальных объединения (строителей и проектировщиков) очень активно организовывали дискуссии по новеллам 214-ФЗ, а сегодня голос профессиональных объединений стал почти не слышен («Мы смирились» — зашептали некоторые строители на местах в зале. Наверное, действительно у строителей «пропал запал». Зачем напрягаться, если практика неумолимо, раз от раза, показывает одно: сколько ни бьются строители с неблагоприятными для них нововведениями государственного регулирования, Москва все равно почти всегда принимает решения по-своему, и почти всегда — не в пользу строителей, обращаясь с ними как с группировкой, полностью состоящей из воров и мошенников, которых надо держать в ежовых рукавицах. — Ред.)

Губернатор поддержал предложенную Максимом Федорченко идею проведения выездного заседания Российского Союза строителей в НСО, и в принципе одобрил организацию подобных событий общероссийского масштаба в области в дальнейшем, пообещав оказывать им свое губернаторское содействие.

Он одобрил описанные в докладе Ивана Шмидта меры поддержки строительного рынка, но не полностью. «Я полностью верю в проект служебного жилья, очень надеюсь, что «выстрелит» ипотека без первоначального взноса, и готов, если эти проекты покажут себя хорошо, инициировать поправки к региональному бюджету в целях дофинансирования указанных проектов, — сказал губернатор. — Но прямое субсидирование (при покупке жилья в новостройках, при строительстве индивидуального жилья, как это практиковалось в 2011-2015 годах), я не поддерживаю. Ведь за счет такого подхода мы фактически из бюджета повышаем доходы отдельных граждан. Поддержка такого рода, оказываемая людям при ИЖС, вообще меня возмутила. Граждане получали по 150, по 300 тыс. рублей и строили себе коттеджи за государственный счет!».

Андрей Травников высказался за поддержку новых ипотечных продуктов, предлагаемых областным Агентством ипотечного кредитования. «Эти продукты исключают несправедливое субсидирование отдельных граждан, и к тому же мы получаем дополнительную капитализацию нашего дочернего общества, — сказал губернатор. — Если предложенный Анной Александровной (Феликовой, директором областного Агентства ипотечного кредитования) проект заработает, я готов его дополнительно поддержать, добиться дополнительного финансирования».

Директор ЗАО «Береговое» Сергей Михайлов высказал предложение для оперативного решения проблемы со страхованием активнее использовать потенциал банковских гарантий. Кроме того, Сергей Михайлов оценил как кабальные ряд ограничений по проведению платежей застройщиком, которые в ходе банковского сопровождения должен контролировать банк, и предложил банкирам дать застройщикам чуть больше свободы в этих платежах.

Вице-президент — управляющий филиалом «Газпромбанк» (АО) в Новосибирске Намжил Урбанаев предложил провести отдельное заседание строителей с банковским сообществом, где рассмотреть и обсудить все вопросы по проектному финансированию, банковскому сопровождению и эскроу-счетам. «Там можно будет рассмотреть конкретные кейсы, предлагаемые по этим направлениям всеми банками, представленными в регионе», — сказал Намжил Урбанаев. «Мы с уважением относимся к Сбербанку, но все же он не один на этом рынке», — под аплодисменты участников заседания резюмировал представитель Газпромбанка.

Председатель Заксобрания Новосибирской области Андрей Шимкив кратко прокомментировал предложение Михаила Голубева о возможных ограничениях для участия компаний из других регионов в подрядных торгах на строительство новосибирских бюджетных объектов. По мнению Андрея Шимкива, это предложение невозможно воплотить без внесения изменений в федеральное законодательство, поэтому здесь необходимо выходить с соответствующей инициативой на депутатов Государственной Думы РФ.

Заседание завершилось вручением знака о присвоении звания «Заслуженный строитель Новосибирской области» председателю Ассоциации «Региональный деловой клуб строителей» Майису Пирвердиевичу Мамедову.

Подводя итог заседания, Майис Мамедов поблагодарил главу областного правительства и коллег за поддержку, за полученное звание, оценив его как «аванс, который еще предстоит отработать». Председатель «РДКС» призвал коллег быть активнее, защищать свои интересы, шире используя то содействие, которое оказывают строительному сообществу глава областного правительства, региональное Законодательное собрание, мэр Новосибирска.

«И еще хотелось бы попросить дать министру строительства Ивану Ивановичу Шмидту больше полномочий — для возможности более оперативного решения вопросов, возникающих в сегодняшней трудной для строителей ситуации, — обратился к губернатору Майис Мамедов. — Аналогичную просьбу о расширении полномочий вице-мэра Алексея Валерьевича Кондратьева мы позже адресуем мэру Анатолию Евгеньевичу Локтю».

«Ивану Ивановичу дадим столько, сколько унесет», — немедленно отреагировал губернатор.

Сибстройинформ

Просмотров: 209

< Предыдущая новость Лента Архив Месяц День Следующая новость >

Поиск по сайту:

Искать...

Союз строителей Сибири

 

Страховое акционерное общество ГЕФЕСТ

 

Завод ЖБИ-2

 

Учебный центр Объединения «Регистрация»

 

 

 

     

   Посещений: 178004

При использовании материалов, ссылка на источник — обязательна!

 

   Наверх

© ООО "Строительные ведомости", 1997-2011. Разработка и дизайн: Альберт Пугаченко.