Главная

 

О нашем предприятии

Наши проекты

Контакты

Газета
"Строительные ведомости"

Электронная версия газеты

Журнал "Проектирование
и строительство в Сибири"

Электронная версия журнала

Дайджест НТМ

Нормативно-техническая,
методическая и справочная

На компакт-дисках

Объявления

Партнёры

Продукция, каталоги

Ваши отклики

 

Новости за 18 июня 2019 г.


< Предыдущий день Лента Архив Месяц Следующий день >

 

Реформа сметного ценообразования: особенности затянувшегося переходного периода

23–24 мая при поддержке Национального объединения строителей, Минстроя России, Главгосэкспертизы РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и Ассоциации СРО «Главкузбасстрой» в Кемерово прошла научно-техническая конференция «Реформа сметного нормирования и ценообразования в строительстве».

На мероприятие собрались руководители саморегулируемых организаций, представители органов власти и строительных организаций, работающих в сфере государственного заказа, из многих регионов Сибирского федерального округа (Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской областей, Алтайского края, республик Хакасия, Алтай и др.).

В работе конференции приняли участие директор Департамента ценообразования и градостроительного зонирования Минстроя России Ирина Тютьмина, заместитель начальника ФАУ «Главгосэкспертиза России» Александр Вилков, депутат Государственной Думы РФ, заместитель председателя комитета ГД РФ по транспорту и строительству Павел Федяев.

Модератором мероприятия выступила Генеральный директор Ассоциации СРО «ГЛАВКУЗБАССТРОЙ» Ирина Кузеванова.

Начальник Главного управления архитектуры и градостроительства Кемеровской области Николай Марков приветствовал участников конференции от имени принимающей стороны — правительства Кемеровской области. «Ценообразование в строительстве заботит всех, особенно в последние два года, с тех пор, как были инициированы довольно значительные реформы в этой сфере. Надеюсь, что сегодняшняя встреча окажется результативной как для специалистов отрасли, так, в конечном итоге, и для всех наших граждан, жителей Сибири», — подчеркнул Николай Марков, пожелав участникам плодотворной работы.

От лица Национального объединения строителей к собравшимся обратился координатор НОСТРОЙ по Сибирскому федеральному округу Максим Федорченко. После краткого приветствия он перешел к основному вопросу.

«Тема конференции очень важна; не случайно Президент РФ В. Путин на недавнем медиа-форуме в Сочи заявил, что проблемы формирования сметных цен в строительстве требуют системного решения, — сказал Максим Федорченко. — Стоит заметить, что глава государства уже не первый раз обращается к этим проблемам; но, к сожалению, преодолеть их пока так и не удалось. Сегодня сфера строительного ценообразования фактически зависла на переходе от базисно-индексного метода к ресурсному; от одного метода ушла, а к другому не пришла».

Трудности затянувшегося переходного этапа усугубляются утратой научной и методической основ сметного нормирования. В этих условиях формирование сметной цены объектов становится чрезмерно сложной и многотрудной работой, результат которой в любом случае остается крайне уязвимым. Максим Федорченко процитировал вице-премьера Виталия Мутко, который прямо сказал: при сохранении столь противоречивой и неоднозначной ситуации в сметном нормировании строители становятся очень хорошей мишенью как для представителей заказчика, так и для контрольно-надзорных органов, поскольку, как бы ни старались сметчики, в сметной документации все равно можно будет найти изъяны и формальные нарушения — со всеми вытекающими последствиями. «Рыночные цены на строительные материалы, ресурсы, как показывает наш мониторинг, меняются очень быстро; за год динамика может достигать десятков процентов, а сметно-нормативная база практически не отражает этих изменений, — отметил координатор НОСТРОЙ по СФО. — Как результат: генподрядчики хронически не могут обосновать реальный финансовый баланс проектов (особенно когда речь идет об объектах государственного и муниципального заказа), и им остается либо отказываться от проектов, либо работать на грани нулевой рентабельности, опустошаясь экономически, лишая себя ресурсов не только для развития, но и для элементарного выживания на рынке. Из-за затянувшейся неразберихи в сметно-нормативной базе мы сегодня рискуем банально потерять многие высокопрофессиональные предприятия, вместе с опытными, ценными для отрасли кадрами».

Максим Федорченко подчеркнул: сегодня Минстрой РФ рассчитывает в решении проблем ценообразования на сотрудничество с профессиональным сообществом в лице Национального объединения строителей. Саморегулирование только тогда будет эффективным, когда деловое сообщество станет надежным партнером власти в решении важных государственных задач, — такого тезиса придерживается ныне высшая российская власть, и с ним трудно поспорить.

Максим Федорченко высказал пожелание придать докладам и обсуждениям конференции предельно конструктивный характер — чтобы по итогам были выработаны практические предложения и рекомендации для последующей реализации на региональном и федеральном уровнях.

По видеосвязи из Москвы перед участниками конференции выступил исполнительный директор НОСТРОЙ Виктор Прядеин, рассказавший об основных направлениях стратегии развития строительной отрасли (одним из важных направлений, по понятным причинам, является обновление и совершенствование системы сметного ценообразования в строительстве).

Предваряя на правах модератора выступление директора Департамента ценообразования и градостроительного зонирования Минстроя России Ирины Тютьминой по теме «Цели и задачи реформы сметного нормирования и ценообразования в строительстве. Основные направления её реализации», Ирина Кузеванова напомнила, что старт нынешней реформе был дан на Госсовете по строительству в мае 2016 года. «Важность этого события тогда ощущали все, отрасль нуждалась в системных преобразованиях. Строительное сообщество активно включилось в подготовку материалов, не только обосновывающих реальное положение в отрасли, но и содержащих предложения по развитию и совершенствованию градостроительной деятельности, при этом одним из важных направлений, рассмотренных в ходе проведения Госсовета, были вопросы реформы системы сметного нормирования и ценообразования в строительстве. Но к сожалению, прошедшие 2 года с момента старта реформы показали необходимость внесения тактических изменений, и новая команда федерального отраслевого Министерства строительства сейчас старается выправить ситуацию».

«Несмотря на определенные трудности, мы сохраняем принятый Госсоветом в мае 2016 года курс на плавный и, по возможности, безболезненный переход строительной отрасли на ресурсный метод ценообразования, — подчеркнула Ирина Тютьмина. — А основой ресурсного метода должен быть системный результат государственного мониторинга цен производителей и поставщиков строительных ресурсов».

По оценке Ирины Тютьминой, к 2019 году в системе ценообразования накопилось значительное количество проблемных вопросов. Часть их, согласно представленному в правительство плану министерства, обязательно должна быть решена к 2022 году. «Думаю, скоро этот план будет утвержден», — выразила надежду Ирина Тютьмина. Затянувшийся переход на ресурсный метод к 2022 году все же будет завершен. Но это не означает, что полностью прекратятся изменения в сфере сметного нормирования; следуя объективным переменам в жизни, сметное нормирование и в дальнейшем продолжит плавную трансформацию — реагируя на эти перемены.

Среди нынешних системных проблем сметного нормирования Ирина Тютьмина отметила низкую точность действующего базисно-индексного метода (как в целом, так в отдельных элементах), зачастую приводящую к существенному искажению сметной стоимости строительства и последующему оспариванию этой стоимости участниками рынка. Номенклатура укрупненных индексов пересчета стоимости в текущий уровень цен (эти индексы обновляются Минстроем ежеквартально) ограничена сегодня 30 всего видами объектов, что не позволяет учесть в сметной стоимости все нюансы реально возводимых объектов капитального строительства — в первую очередь, промышленности и транспортной инфраструктуры.

Ирина Тютьмина отметила, что увеличивающийся временной разрыв с исходной базой цен 2000 года также способствует нарастанию погрешностей. При этом информация о стоимости контрольного набора ресурсов из 400 позиций, которую предоставляют регионы и на основании которой пересчитываются индексы, носит, по её оценке, во многом декларативный, непроверенный характер. «Система сбора, анализа и обработки достоверной информации о стоимости ресурсов практически отсутствует, — констатировала эксперт. — Региональные центры мониторинга, ранее формировавшие значительный пласт информации об актуальной стоимости строительных ресурсов, а в ряде случаев даже участвовавшие в совершенствовании действующих нормативов, сегодня оказались практически исключенными из системы ценообразования.

Прекратили свое действие профильные научные центры и нормативные станции — являвшиеся, по сути, фундаментом системы сметного ценообразования в строительстве во времена СССР. Остановлены важные научно-исследовательские работы в сфере оценки экономических показателей строительства, частично утерян важный кадровый потенциал, а подготовка молодых кадров осуществляется на низком уровне, не установлены соответствующие квалификационные требования и профессиональные стандарты».

По сведениям директора Департамента ценообразования и градостроительного зонирования Минстроя России, положение дополнительно усугубляется сохраняющимися устаревшими, «ручными» методами сбора информации о строительных ресурсах, отсутствием единой базы таких ресурсов (фактически имеются разные базы, ведомственные и т. п. — разрозненные, неточные, неполные и зачастую противоречащие друг другу). Существенной прорехой в деле сметного нормирования является и то, что имеющиеся методологии определения сметной стоимости действуют, главным образом, только на стадии проектирования, и не охватывают последующие стадии — формирования начальной и максимальной цены контракта, подготовки рабочей документации, не говоря уже о стадиях строительства, эксплуатации и утилизации объектов (а эти стадии, добавим, в свете внедрения технологии BIM обретают дополнительную актуальность).

С сожалением Ирина Тютьмина сообщила, что в действующей сегодня системе сметного нормирования на предпроектной стадии сметчикам приходится формировать сметную стоимость, фактически опираясь на единичные расценки, что приводит к неудобной, излишней, громоздкой детализации.

«Нормативная база в сфере ценообразования в строительстве, по существу, остается без актуализации вот уже 15 лет, — посетовала Ирина Тютьмина. — И разумеется, быстро накопившиеся за эти годы проблемы мы решить не сможем. Они будут решаться в среднесрочном (до 2022 года) и долгосрочном периоде».

Ключевым методом улучшения и совершенствования системы сметного нормирования является, как уже указывалось выше, полный переход к ресурсной модели ценообразования.

Первый этап перехода — законодательное закрепление единых принципов в области ценообразования, наделение Минстроя России полномочиями постоянного регулятора данной сферы. «Начало этому этапу было положено в мае 2016 года на Госсовете по строительству», — уточнила Ирина Тютьмина. Второй этап — утверждение новых государственных сметных норм, учитывающих применение новых технологий, материалов, конструкций и оборудования, а также разработка и утверждение новых методических документов сфере строительного ценообразования. «Сегодня не только мы, но и всё строительное сообщество имеет право разрабатывать сметные нормы, учитывающие новые технологии, инновационные материалы, — напомнила представитель федерального Минстроя. — Наше же министерство вместе с Главгосэкспертизой готовит методические документы, актуализирует их. Сейчас 23 основных документа, необходимых для формирования сметной стоимости, находятся в высокой степени готовности, впереди — завершение их обсуждения и регистрация данных документов в Минюсте РФ. Возможно, к этому перечню до 2022 года мы добавим еще 3–4 новых методики.

В любом случае, все методические документы, которыми вы пользуетесь, будут приведены в соответствие с действующим законодательством, и в них будут максимально учтены все замечания и предложения строительного сообщества», — заверила Ирина Тютьмина.

Третий этап перехода к ресурсному методу — обеспечение (в полном соответствии с поручением Президента Российской Федерации) качественного мониторинга цен строительных ресурсов. Для реализации данного этапа нужно наладить полноценную работу Федеральной государственной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС), являющейся необходимым инструментом проведения указанного мониторинга и последующего расчета сметных агрегированных цен на ресурсы. По мнению Ирины Тютьминой, одной из главных причин затянувшегося перехода к ресурсному методу стало отсутствие достаточного количества цен в федеральной государственной информационной системе, которые все основные поставщики и производители строительных ресурсов должны были размещать в ней ежеквартально.

Четвертый этап — непосредственное определение сметных цен. «Рассчитывать сметные цены, согласно правительственному постановлению, уполномочена Главгосэкспертиза России, — Минстрой же, на основании расчетов Главгосэкспертизы, определяет эти цены».

Но заработать описанный выше механизм должен только спустя несколько лет. Первая публикация новых сметных цен запланирована на май 2022 года. Пока же Минстрой старается, насколько возможно, усовершенствовать базисно-индексный метод.

По информации Ирины Тютьминой, подготовленные Минстроем поправки в 191-ФЗ предполагают так называемую «разморозку расценок», замороженных с 30 сентября 2017 года (расценки на новые материалы и технологии, разработанные юридическими лицами, субъектами федерации позднее этой даты, применять нельзя; безусловно, данный запрет является тормозом для внедрения прогрессивных новинок в практику строительства). «Заморозку вводили, предполагая скорое внедрение ресурсного метода, но быстро его внедрить не удалось, поэтому Минстрой и внес предложение о разморозке расценок, подразумевающей совершенствование старого базисно-индексного метода», — пояснила Ирина Тютьмина

Пока же разморозка расценок позволит применять те нормы, которые Минстрой гармонизировал с отраслевыми корпорациями, в том числе с Ростатомом, ОАО «РЖД» и другими.

Еще одно полезное дело, сделанное федеральным Минстроем — подготовленные изменения в правительственное постановление № 1452 о мониторинге сметных цен строительных ресурсов. «Минстрой предлагает использовать данное постановление не только при работе по ресурсному методу (как это изначально планировалось), но и при работе по базисно-индексному методу, — уточнила эксперт. — Регионам будут предоставлены более широкие полномочия для сбора той информации, которую они затем передают в Минстрой для подготовки периодически обновляемых индексов цен; цель — сократить погрешности при формировании сметной стоимости базисно-индексным методом (ведь именно эта стоимость лежит в основе начальной цены для выставляемых на конкурсные процедуры контрактов)».

…В течение двух дней конференции было заслушано множество докладов и сообщений. Перед участниками выступили представители Главгосэкспертизы, руководители региональных центров по ценообразованию, союзов строителей, строительных и проектных организаций из разных городов Сибирского федерального округа.

В связи с расширением сферы обязательного применения сметных нормативов актуальность темы конференции, действительно, трудно переоценить. Данный вопрос является острым не только для подрядных организаций, осуществляющих строительство за счет бюджетных средств, но и для заказчиков, фискальных органов, а также участников многих внебюджетных строек.

Участники обсудили практику применения сметных нормативов в Сибирском федеральном округе и проблемы, возникающие при расчетах между заказчиками и подрядчиками, подискутировали по вопросам взаимодействия бизнеса и власти в деле актуализации и совершенствования сметных нормативов. Предметом обсуждения стало совершенствование информационного обеспечения реформы ценообразования, детали функционирования уже упоминавшейся Федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве.

В ходе дискуссий выявилось много проблемных моментов, которые необходимо урегулировать на федеральном уровне, в том числе вопросы определения заработной платы, накладных расходов, индексов. По мнению участников, с учетом роста стоимости строительных ресурсов, необходимо узаконить возможность передачи части полномочий федерального органа власти, определенного Градостроительным кодексом РФ, органам власти субъектов Федерации. Нужно определить не только порядок взаимодействия бизнеса и власти в вопросах совершенствования сметных нормативов, но и основные задачи для достижения основной цели проводимой реформы — обеспечение разработки и актуализации сметных нормативов, отвечающих современным технологиям производства, реальным рыночным условиям и позволяющих достоверно определять сметной стоимости строительных работ.

Более подробно материалы конференции будут изложены в июньском номере региональной газеты «Строительные ведомости»; в электронном виде газета регулярно размещается на официальном сайте Ассоциации строительных организаций Новосибирской области: https://asonsk.ru

Просмотров: 110

< Предыдущий день Лента Архив Месяц Следующий день >

Поиск по сайту:

Искать...

 

Учебный центр Объединения «Регистрация»

 

 

 

     

   Посещений: 185686

При использовании материалов, ссылка на источник — обязательна!

 

   Наверх

© ООО "Строительные ведомости", 1997-2011. Разработка и дизайн: Альберт Пугаченко.